Бампер или жизнь: почему происходят повторные ДТП

0 1

Страх потерять страховку приводит к трагическим последствиям

За 2020 год на МКАД произошло 753 ДТП. Из них 24 случились по причине наезда на стоящие транспортные средства, рассказали «Известиям» в Центре организации дорожного движения (ЦОДД). Это так называемые вторичные аварии. В них погибло 6 человек и ранено 34. Всего же за прошлый год на Московской кольцевой автодороге погибло 79 человек и ранено 903. Споры о том, убирать или не убирать автомобили после мелких ДТП с проезжей части, ведутся уже давно, однако решения не принято до сих пор. В проблеме разбирались «Известия».

Недавно на МКАД случилось очередное повторное ДТП. Сперва ровно по центру магистрали столкнулись два грузовика, получившие мелкие повреждения. Водители включили аварийки — то ли для самостоятельного оформления, то ли в ожидании ГИБДД.

Через некоторое время в них на огромной скорости врезалась легковушка, которую, в свою очередь, вмял в кузов грузовика следовавший за ней автомобиль. В аварии с участием пяти автомобилей чудом никто не погиб.

Ситуация всегда аналогична: две машины «притираются» и останавливаются. Далее всё зависит от удачи водителей, погодных условий и внимательности других участников движения: если им повезет, они успевают убрать машину из полосы движения. Если нет, может случиться самое худшее — вторичное столкновение с погибшими и ранеными.

И чем больше скорость на дороге, тем быстрее произойдет вторичное ДТП, ведь машина даже при быстрой реакции водителя никогда моментально остановиться не сможет.

«Тормозной путь пропорционален квадрату скорости. При удвоении скорости он вырастает в четыре раза. В обычных условиях при средней скорости на МКАД для полной остановки потребуется от двадцати с небольшим до пятидесяти метров и от одной до пяти секунд времени. Может быть и гораздо больше на скользком покрытии, особенно с не соответствующими погодным условиям шинами.

В свою очередь, качество сцепления шин с дорогой, а именно от него зависит тормозной путь, зависит от многих параметров: модели шин, степени их износа, конструктивных особенностей подвески и состояния ее элементов, исправности тормозной системы автомобиля и, конечно, дорожного покрытия», — рассказал «Известиям» автоблогер Алексей Голосов.

В случае крайней необходимости

Опрос «Авто Mail.ru» показал, что большинство водителей, попадавших в ДТП без пострадавших, оставляли свои машины на дороге нетронутыми до приезда экипажа ДПС. И лишь 32% убрали автомобили с проезжей части, чтобы не мешать движению.

Большинство автовладельцев (свыше 41%), перегородивших дорогу после аварии, поступили так из-за опасений, что страховая компания может отказать в выплате компенсации пострадавшей стороне.

Часть водителей (36%) побоялись освобождать проезжую часть, считая, что их лишат прав за оставление места ДТП. Остальных (почти 23%) беспокоило, что перемещение транспортного средства затруднит определение виновника.

Действительно, пункт 2.5 Правил дорожного движения при ДТП требует от водителя немедленно остановить и не трогать транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.

В то же время статья 2.7 КоАП РФ «Крайняя необходимость» допускает отступление от пункта 2.5, если есть риски вторичных ДТП с угрозой жизни и здоровью людей. К тому же в ПДД есть прямой запрет остановки на автомагистралях и приравненных к ним дорогах для автомобилей. Согласно п.п. 16.1-16.3 ПДД, «на автомагистрали запрещается <…> остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаком 6.4 или 7.11». Эти требования распространяются также на дороги со знаком 5.3. «Дорога для автомобилей», которыми обозначена МКАД.

«В последний раз изменения в ПДД в части действий водителей после ДТП вводили в 2018 году. Тогда в Правилах прописали, что ДТП без пострадавших предпочтительно оформлять самостоятельно, по так называемому европротоколу, без вызова сотрудников ГИБДД. Кроме того, в случае таких ДТП водителей обязали освобождать проезжую часть после фото- или видеофиксации ДТП. Казалось бы, эти изменения в правильном направлении, но главного сделано не было: в ПДД осталось безусловное требование при ДТП «остановить и не трогать» транспортные средства как минимум до фиксации обстоятельства ДТП, а при несогласии или пострадавших — до приезда сотрудников ГИБДД. Если авария произошла на магистрали скоростного движения, данное требование ПДД смертельно опасно: как показывает практика, наезд третьего автомобиля статистически неизбежен, это лишь вопрос времени. Что характерно, в Правилах при этом есть прямой запрет остановки на автомагистралях и приравненных к ним дорогах для автомобилей, таким образом два пункта правил противоречат друг другу», — рассказал начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ЦОДД Андрей Мухортиков.

Эксперт считает, что необходимо добавить требование к участникам ДТП на магистралях со скоростным режимом 80 км/ч и выше немедленно убрать автомобили в аварийный карман или на обочину, чтобы избежать более тяжких последствий.

«В ПДД сейчас написано, что при ДТП обязательно нужно включить аварийный световой сигнал, выставить на проезжую часть треугольник и надеть жилет. Эти действия помогут минимизировать риски повторных ДТП. К сожалению, сама процедура оформления европротокола обязывает участников находиться на месте ДТП. Вы сначала фотографируете общий вид, потом съезжаете на обочину и дальше всё заполняете. Порядок установлен нормативными правовыми актами, документы о ДТП должны быть оформлены на месте происшествия, особенно в случае европротокола. Мы допускаем, что можно освободить проезжую часть, так как создается препятствие движению. Но, согласно нормативным документам, мы сначала фотографируем всё на месте ДТП, а потом уже съезжаем на обочину и снимаем повреждения более детально», — рассказал заместитель начальника управления методологии урегулирования убытков РСА Андрей Маклецов.

«Парадокс, который нужно устранить»

Вопрос необходимости пересмотра ПДД уже не раз поднимали на федеральном уровне. Так, в октябре прошлого года в Правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения обратился Александр Шумский, руководитель проекта Probok.net. По его оценке, во вторичных ДТП гибнет до 10% всех погибших на дорогах.

Председатель комиссии Марат Хуснуллин дал поручение ГИБДД оценить реальное число погибших. На данный момент окончательных данных еще нет.

«Любая авария — это гражданско-правовой спор, который должен решаться вне проезжей части. Страховка ради нас, а не мы ради страховки. Оставаться на месте ДТП крайне опасно, и это лишь вопрос времени, когда кто-то погибнет. Если на скоростной трассе этот момент очевиден, то на простой улице почему-то все забывают, что можно попасть под колеса машин, которые едут сзади. И мы говорим не только о смерти, но и об увечьях. К тому же забываем про уголовную ответственность водителя, которая может грозить ему в случае наезда на такого «пешехода». А это может быть колония. Таким образом, общество теряет огромное количество людей из-за бампера за 10 тыс. рублей: кто-то погибает, кто-то становится инвалидом, а кого-то сажают. Это парадокс, который нужно устранить», — отметил Александр Шумский.

Также с подобным запросом в ГИБДД обратились представители «Общероссийского народного фронта». В официальном ответе ГИБДД посчитала нецелесообразным внесение изменений в ПДД по трем причинам. Во-первых, по мнению Госавтоинспекции, действия водителя при ДТП уже описаны п. 16.2 ПДД («Вынужденная остановка ТС на автомагистралях и приравненных к ним дорогах для автомобилей»). Вторая причина — предлагаемые изменения противоречат положениям Федерального закона от 25.04.2002 N9 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Кроме того, «внесение изменений в п. 2.7 Правил нецелесообразно, так как правила остановки и стоянки транспортных средств в полном объеме регламентированы в разделе 12 Правил».

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

2 × три =